Устройство Двигатель Трансмиссия Ходовая Рулевое Тормоза Кузов Электрика Схемы
|
Электрооборудование Предохранители и реле Аккумулятор Генератор Проверка системы зарядки Проверка системы пуска Стартер Регулятор напряжения Стеклоомыватели Бачок стеклоомывателей Рычаги стеклоочистителей Электродвигатели стеклоочистителей Датчик дождя Комбинация приборов Информационный дисплей Панель выключателей световых приборов Узел подрулевых переключателей Блок выключателей на консоли Выключатель зимнего режима Блоки стеклоподъёмников Блок переключателей на руле Датчики капота и замка багажника Аудиодинамики Радиоантенна Система отопления и вентиляции Замена ремня генератора Выключатели Приборная панель и её компоненты Датчики Противоугонное устройство |
Электрооборудование
|
Автомобили Opel имеют систему электрооборудования с рабочим напряжением 12 В. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме – отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с кузовом автомобиля, который выполняет функцию второго провода. Питание всех осветительных приборов и электрических агрегатов осуществляется от батареи свинцово-кислотного типа, подзаряжаемой от генератора переменного тока. |
Настоящий раздел посвящен описанию процедур обслуживания и ремонта некоторых элементов системы бортового электрооборудования. Кроме того, рассмотрены процедуры диагностики неисправностей электрооборудования общего порядка. |
На Opel начали устанавливать устройство Controller Area Network (CAN). Оно объединяет отдельные приборы управления в общую схему (шину данных), что дает следующие преимущества: быстрая передача данных от одного прибора к другому, экономия места за счет применения маленьких плат и деталей, сокращение количества датчиков за счет их многофункциональности. |
Вместо отдельного проводника для каждого сигнала используются только два общих провода, что позволяет одновременно получать информацию о состоянии большинства приборов и датчиков, не используя при этом отдельные тумблеры и переключатели. |
Шина CAN, получая важную информацию (например, о неисправности), фиксирует ее в своей памяти. |
При ремонте электрооборудования и системы питания двигателя отсоединяйте провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи. |
При замене предохранителей запрещается применять отвертки и металлический инструмент, так как это может привести к короткому замыканию в цепях электрооборудования. |
Запрещается отсоединять коммутатор зажигания и аккумуляторную батарею на работающем двигателе, так как это приведет к выходу из строя регулятора напряжения и элементов электронного оборудования автомобиля. |
При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на «массу» провода (проверять исправность цепей «на искру»), так как это может привести к выходу из строя элементов электрооборудования. |
Запрещается даже кратковременно соединять вывод «30» генератора с «массой» (проверять работу генератора «на искру»), так как это приведет к выходу из строя диодов выпрямительного блока генератора. Проверять генератор на автомобиле можно только вольтметром и амперметром. Во избежание выхода из строя диодов выпрямительного блока запрещается проверять их мегомметром или контрольной лампой, питаемой напряжением более 12 в, а также проверять такими приборами цепи электрооборудования на автомобиле без отсоединения проводов от генератора. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением необходимо на генераторе, снятом с автомобиля, при отсоединенных от выпрямительного блока выводах обмотки статора. |
При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи и генератора. |
Не касайтесь элементов системы зажигания и высоковольтных проводов на работающем двигателе. |
Не прокладывайте провода низкого и высокого напряжения в одном жгуте. |
При подзарядке аккумуляторной батареи на автомобиле с помощью зарядного устройства отсоединяйте провода от клемм батареи. |
Проверки наличия напряжения питания производятся в случае нарушения функционирования электрической цепи. Подключите один из проводов тестера электрических цепей либо к отрицательному полюсу аккумуляторной батареи, либо к хорошо заземленной точке кузова автомобиля. Другой провод тестера подключите к клемме электрического разъема проверяемой цепи, предпочтительно ближайшего к аккумуляторной батарее или предохранителю. Если контрольная лампа тестера загорается, напряжение питания на данном отрезке цепи присутствует, что подтверждает исправность цепи между данной точкой цепи и аккумуляторной батареей. Продолжая действовать аналогичным образом, исследуйте оставшуюся часть цепи. Обнаружение отсутствия напряжения питания говорит о наличии неисправности между данной точкой цепи и последней из проверенных ранее (где напряжение питания присутствовало). В большинстве случаев, причиной отказа является ослабление электрических разъемов и нарушение качества самих контактов (окисление). |
Определение разрыва
Для проверки разрыва цепи подсоедините провод тестера или вольтметра к отрицательной клемме аккумуляторной батареи или к заземлению на массу.
Подключите другой провод к штекерному разъему проверяемой цепи, желательно к ближайшему по отношению к аккумулятору или плавкому предохранителю.
Включите цепь, не забывая о том, что некоторые цепи будут находиться под током только тогда, когда ключ в замке зажигания находится в определенном положении.
Большая часть дефектов и других повреждений приходится на плохие соединения, коррозию и обрыв проводов.
Одним из методов поиска короткого замыкания является извлечение предохранителя и подключение вместо него лампы-пробника или вольтметра. Напряжение в цепи должно отсутствовать. Подергайте проводку, наблюдая за лампой-пробником. Если лампа начинает мигать, где-то в данном жгуте проводов имеется замыкание на массу, возможно вызванное протиранием изоляции проводов. Аналогичная проверка может быть произведена для каждого из компонентов электрической цепи путем включения соответствующих выключателей. |
Для проверки наличия короткого замыкания отсоедините нагрузку цепи (это те компоненты системы, которые питаются током, например, лампочки, электродвигатели и т.п.).
Снимите соответствующий плавкий предохранитель и подключите тестер или вольтметр к его выводам.
Включите цепь, не забывая о том, что некоторые цепи будут под током только в том случае, когда ключ в замке зажигания находится в определенном положении.
Если есть напряжение, это означает, что цепь закорочена.
Если напряжения нет, а предохранитель продолжает сгорать при нагрузке, это указывает на дефекты в контуре нагрузки.
Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединен на массу, поэтому все неплотные соединения или покрытые коррозией элементы опор могут привести к разрыву цепи.
Для проверки соответствующего подключения на массу отсоедините аккумуляторную батарею и подключите один провод омметра к хорошо заземленному концу на массу. Подсоедините другой коней к проводу или заземлению соединения, которое проверяется. Сопротивление в этом случае должно быть равно нулю: если это не так. проверьте соединение, как указано ниже.
Если предполагается, что соединение нарушено, отключите данные его и зачистите контактные поверхности. Рекомендуется ставить между ними шайбы для хорошего электрического контакта. После ремонта для предупреждения коррозии нанесите на соединение вазелин иди силиконовую смячку.
Проверка производится с целью выявления обрывов электрической цепи После отключения питания контура проверьте его с помощью лампы-пробника, оборудованной автономным источником питания. Подключите провода пробника к обоим концам цепи, если контрольная лампа загорается, обрыв в цепи отсутствует. Если лампа не загорается, то это свидетельствует о наличии в цепи обрыва. Аналогичным же образом можно проверьте и исправность выключателя, подсоединив пробник к его клеммам. При переводе выключателя в положение «Вкл» лампа пробника должна загораться. |
Локализация места обрыва |
При диагностике подозреваемого на наличие обрыва участка электрической цепи визуально обнаружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как осмотр клемм на наличие коррозии или нарушения качества их контактов затруднен, в виду ограниченности доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом электрического разъема). Резкое подергивания корпуса разъема на датчике или жгута его проводов во многих случаях приводит к восстановлению контакта. Не забывайте об этом при попытках локализации причины отказа подозреваемой на наличие обрыва цепи. Нестабильно возникающие отказы могут иметь причиной окисление клемм или нарушение качества контактов. |
Диагностика неисправностей электрических цепей не представляет собой трудноразрешимую задачу при условии четкого представления того, что электрический ток поступает ко всем потребителям (лампа, электромотор и т.п.) от аккумуляторной батареи по проводам через выключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем возвращается в батарею через массу кузова автомобиля. Любые проблемы, связанные с отказом электрооборудования могут иметь своей причиной лишь прекращения подачи на них электрического тока от батареи или возврата его в нее. |
Общие сведения, меры предостережения при работе с электрикой
Предупреждение: Продумайте, какие меры предосторожности необходимо принять во время выполнения операций с электрической системой.
Перед началом работы с электрооборудованием всегда снимайте кольца, часы и т.п. Даже при отсоединенной аккумуляторной батарее случайное заземление на массу через металлический предмет может привести к разряду конденсатора, что может вызвать шоковое состояние или сильный ожог.
Нельзя вести переполюсовку клемм аккумуляторной батареи. Такое оборудование, как генератор, система впрыска топлива/управление системой зажигания или какие-либо другие компоненты, имеющие полупроводниковые элементы, могут бесповоротно выйти из строя.
Во время пуска двигателя с помощью дополнительного аккумулятора подсоединение проводов также требует соблюдения полярности. Это касается и зарядного устройства аккумуляторной батареи.
Нельзя отключать клеммы аккумуляторной батареи, генератор тока, любые электрические провода или проверочные инструменты во время работы двигателя.
Нельзя допускать, чтобы двигатель вращал генератор переменного тока, если он не подключен к электросистеме.
Нельзя "проверять" ток генератора "искрой" при приближении провода к массе.
Всегда следите за тем, чтобы отрицательный вывод аккумуляторной батареи был отсоединен, пока вы работаете с электрической системой.
Перед работой с электродуговой сваркой отключите аккумуляторную батарею, генератор тока и такие компоненты, как блок управления системой зажигания/врыска топлива, для предохранения их от повреждения.
Для Astra G
Технические характеристики электрооборудования
Тип системы................. 12 В, отрицательный вывод источника тока соединен с "массой" автомобиля
Аккумуляторная батарея
Тип..................................Необслуживаемая (герметизация на весь срок службы), свиниово-кислотная
Емкость аккумуляторной батареи............................... 36. 44. 66 или 70 А-ч
Генератор переменного тока
Тип................................................Фирмы Bosch или Delco-Remy
Сила тока................................55 или 70 А. зависит от модели
Минимальная длина щеток:
Генератор типа Bosch (все, кроме кодового обозначения 0120488193)......Выступает на 5,0 мм
Генератор типа Bosch (кодовое обозначение 0120488193)......................................Выступает на 11.0-12.0 мм
Генератор типа Delco-Remy.........................Общая длина 12.0 мм
Стартер
Тип........................................Фирмы Bosch, Delco-Remy или Valeo, с предварительным зацеплением
Минимальная длина щеток:
Стартер типа Bosch DM..................................................................................3.0 мм
Стартер типа Bosch DW..................................................................................8.0 мм
Стартер типа Delco-Remv (все, кроме кодового обозначения 09000756)..............4.0 мм
Стартер типа Delco Remy (кодовое обозначение 09000756)...........8.5 мм