Уважаемые друзья!
Наш сайт переехал на новый адрес.
Перейдите на ЭТУ ЖЕ СТРАНИЦУ НА НОВОМ САЙТЕ
Там гораздо лучше!

 
 

Устройство Двигатель Трансмиссия Ходовая Рулевое Тормоза Кузов Электрика Схемы
 

Двигатель Z 18 XER DOHC-I
Тех. характеристики двигателей, их систем, ремней, регулировки
Звёздочки распредвала
Зубчатый ремень
Поликлиновый ремень
Коленвал
Задний сальник коленвала
Замена заднего сальника коленвала
Впускной коллектор
Маслоохладитель
Масляный поддон
Термостат (Z 18 XER DOHC-I)
Замена термостата (2.0 л)
ЭСУД (Z 18 XER DOHC-I)
Проверка потери давления
Проверка компрессии
Давление масла двигателя (2.0 л)
Герметичность двигателя
Как измерить расход масла двигателя
Натяжение поклинового ремня (2.0 л)
Проверка газораспределителя (2.0 л)
Натяжение ремня ГРМ
Снятие крышки ремня ГРМ (2.0 л)
Замена ремня ГРМ
О ремонте двигателей
Снятие и установка двигателя 1,4 л
Снятие и установка двигателя 2.0 л
Маховик двигателя
Уплотнения клапанов
Коленвал (1.4 л)
Свободный ход коленвала
Головка блока цилиндров
Снятие и установка ГБЦ (2.0 л)
Снятие и установка ГБЦ (1.4, 1.6 л)
Зазор в шатунном подшипнике
Дефекты поршней и их причины
Замена поршневых колец
Замена поршня
Система охлаждения двигателя
Вентилятор радиатора
Радиатор (2.0 л)
Расширительный бачок
Насос охлаждающей жидкости
Промежуточный охладитель
Топливные форсунки
Топливопровод высокого давления
Топливный насос
Модуль дозировки
Регулятор давления топлива
Демпфирующий корпус возврата топлива
Датчик уровня топлива
Топливный бак
Трубка горловины бензобака
Система улавливания паров топлива
Передняя вентиляционная трубка
Ёмкость с активированным углём
Датчик массового расхода воздуха
Датчик давления наддува (Z 20 LEH)
Выхлопная система
Холодильник рециркуляции ОГ
Масляный насос
Замена сальника распредвала
Снятие и установка распредвала
Двигатель с турбонаддувом (Astra J)
Неисправности турбокомпрессора
Монтаж двигателя (для Astra G)
Разборка, ремонт и сборка двигателя
Датчики охлаждающей жидкости
Система впрыска топлива
Датчики
Система врыска Multec
Система Motronic

Разборка, ремонт и сборка двигателя

           

Описано на примере Astra G

Головка блока цилиндров — разборка

После снятия головки блока цилиндров, как указано ранее, снимите коллекторы , свечи зажигания , корпус термостата, а на двигателях 1,4 и 1,6 л и сам термостат .

На двигателях с двумя распредвалами снимите коленвал, гидравлические толкатели клапанов с помошью резинового плунжера — нельзя перевертывать головку блока цилиндров для их извлечения. Держите толкатели клапанов всегда вертикально (смазочная канавка внизу, как указано на рисунке) и погружайте их в порядке снятия в контейнер с чистым моторным маслом и держите в нем до установки.

Чтобы снять клапан установите приспособление для снятия клапанных пружин. Убедитесь в том. что его торцы прочно охватывают головку клапана и тарелку пружины.

Сожмите клапанную пружину для снятия давления с тарелки клапанной пружины, которая давит на сухари клапана. Если тарелка прилипнет к стержню клапана, закрепите приспособление и слегка постучите по торцам молотком в мягкой оболочке.

Извлеките два клапанных сухаря, затем осторожно удалите приспособление.

 

Рис. 2.94. Толкатели клапанов необходимо держать вертикально, смазочная канавка показана стрелкой внизу — двигатели с двумя распредвалами

Повторите операции с остальными клапанами, сохраняя все детали в строгом порядке, чтобы их можно было установить в первоначальное положение, если только не надо заменять все детали. В том случае, когда их надо использовать в будущем, положите сборку каждого клапана в отдельный полиэтиленовый мешок с ярлычком. Отсчет цилиндров и клапанов идет от конца ремня распределительного механизма. На двигателях с двумя распредвалами детали клапанов различаются на впускные и выпускные, а также по номерам.

Головка блока цилиндров и детали клапанов — очистка и осмотр

Тщательная очистка головки блока цилиндров и деталей клапанов и дальнейший осмотр позволят принять решение, надо ли вести работу дальше.

Очистка

Удалите скребком следы прокладочного материала и герметика с поверхностей головки блока цилиндров, стараясь не повредить их.

Снимите нагар с камер сгорания и отверстий, тщательно промойте головку керосином или подходящим растворителем.

Снимите все наслоения нагара на клапанах, затем проволочной электрощеткой удалите нагар с клапанных головок и стержней.

Осмотр

Головка цилиндров.

Тщательно осмотрите головку блока цилиндров для выявления трещин, признаков утечки охлаждающей жидкости и других повреждений. Если обнаружены трещины, необходимо ставить новую головку блока цилиндров.

Рис. 2.95. Извлечение сухарей клапана — двигатель с одним распредвалом

Чтобы определить пригодность поверхности сопряжения головки блока, пользуйтесь линейкой и щупом. Если отклонение от неплоскостности превышено, есть возможность обработать поверхность, но при условии, что общая высота головки не уменьшится свыше допустимого размера.

Осмотрите гнезда клапанов во всех камерах сгорания. Если есть ямки, трещины, их надо обрабатывать шлифованием в механической мастерской. Если заметна точечная коррозия, ее можно удалить притиркой, используя сначала крупнодисперсную, а затем мелкодисперсную шлифовальную пасту, как указано ниже.

Если направляющие клапанов изношены, что выражается в боковых перемещениях клапанов, их можно обработать разверткой или поставить клапаны со стержнями больших размеров. Эту работу лучше всего выполнить специалисту по ремонту двигателей. Можно определить, не превышает ли величина бокового зазора клапана максимально допустимую норму с помошью измерительного прибора с часовым индикатором.

Проверьте отверстия толкателей клапанов в головке блока цилиндров на износ. Если очевиден избыточный износ, головку блока цилиндров следует менять. Кроме того, проверьте масляные каналы в блоке цилиндров на загрязнение.

На двигателях 1,8 и 2,0 л клапаны, регулирующие давление, вставлены в каналы для смазки в головке блока цилиндров. Клапан можно заменить, еслй поврежден или плохо работает: доступ к этому клапану осуществляется через кольцевую пробку, закрывающую торцевую часть клапана. Старый клапан надо раздробить, вытащить обломки, нарезать резьбу в гнезде клапана (М10), чтобы вкрутив болт, вытащить гнездо. Новый клапан и пробка ставятся на место. Учитывая сложность операции, рекомендуется замена клапана в мастерской компании Opel.

На двигателях с одним распредвалом рабочим объемом 1,8 и 2,0 л надо всегда заменять уплотнительные кольца между головкой блока цилиндров и корпусом термостата, когда головку снимают для ремонта.

Клапаны

Предостережение: Выпускные клапаны на двигателях с двумя распредвалами заполнены натрием для улучшения теплопередачи. Это металл, который самопроизвольно загорается или взрывается при контакте с водой (включая пары воздуха). Клапаны, содержащие натрий, нельзя выбрасывать вместе с отходами.

Проверьте головку каждого клапана на наличие точечной коррозии, нагара, трещин и износа, а стержень клапана на выявление царапин и изношенных кромок. Покрутите клапан вдоль оси для проверки на искривление Проверьте, нет ли точечной коррозии и износа на концах каждого стержня. Если состояние клапана окажется удовлетворительным, надо измерить диаметр стержня в нескольких точках микрометром. Любое значительное отклонение от нормы в показаниях указывает на износ стержня. Если одно из перечисленных явлений имеет место, — клапан надо заменить. Если клапаны в удовлетворительном состоянии, их следует отшлифовать (притереть), подогнав к седлам, для обеспечения газонепроницаемого стыка.-

клапан

Рис. 2.99. Детали гидравлических толкателей клапанов — двигатель с одним распредвалом

1. Кольцо 2. Плунжер 3. Шарик 4. Малая пружина 5. Тарелка 6. Большая пружина 7. Цилиндр

Проверьте, все ли пружины клапанов целые. Если хоть одна лопнула, все надо заменить.

Детали клапанного коромысла — двигатели с одним распредвалом

Проверьте клапанное коромысло и торцы (плошали, которые контактируют с толкателями и стержнями клапанов) для выявления коррозии, износа. царапин или каких-либо других дефектов. Проверьте контактные поверхности коромысла и распредвала. Очистите масляный канал в верхней части коромысла с помошью куска проволоки. Установите новые клапанные коромысла, или если обнаружены дефекты.

Толкатели клапанов — двигатели с одним распредвалом

Проверьте отверстия толкателей в головке блока цилиндров на износ. В случае необходимости замените головку.

Если на толкателях клапанов накопились наслоения фязи. рекомендуем разобрать и очистить гидравлические толкатели клапанов, как полагается при любом ремонте головки блока цилиндров.

Осторожно снимите клапанное кольцо с верхней части цилиндра толкателя клапана.

Вытащите плунжер из цилиндра и извлеките пружину.

Отверткой осторожно поднимите тарелку с основания плунжера, извлеките пружину и шарик изпод тарелки, стараясь не повредить их.

Тщательно промойте все детали керосином или соответствующим растворителем, а затем протрите их досуха ветошью без волокон. Внимательно осмотрите пружины — если они находятся в плохом состоянии, установите новый комплект толкателей.

Смажьте слегка детали моторным маслом соответствующей марки, затем соберите их, как полагается.

Переверните плунжер и расположите шарик на гнезде в основании плунжера.

Расположите малую пружину на тарелке, затем осторожно установите тарелку с пружиной, убедившись, что пружина расположена на шарике. Осторожно нажмите тарелку с помощью маленькой отвертки, если необходимо, до тех пор. пока фланец не будет надежно закреплен в основании плунжера.

Разместите большую пружину над тарелкой, убедившись в том, что пружина села правильно, и вставьте сборку плунжера с пружиной в цилиндр.

Наденьте кольцо на верхнюю часть плунжера и осторожно нажимайте на плунжер до тех пор, пока не протолкнете кольцо вниз и не установите его на выточке цилиндра.

Толкатели клапанов — двигатели с двумя распредвалами

Примечание: Толкатели клапанов после извлечения из головки блока цилиндров всегда должны храниться в вертикальном положении в контейнере с чистым моторным маслом.

Осмотрите толкатели клапанов для выявления признаков износа кромок и масляные каналы для выявления загрязненных мест, особенно осадка. Если налицо явный износ (что маловероятно), все толкатели следует заменить в комплекте.

Головка блока цилиндров — сборка

После очистки установите детали клапанов, как полагается.

Вставьте соответствующий клапан в его направляющую (если устанавливаются новые клапаны, вставьте каждый в определенное положение, в котором он был пришлифован), убедившись в том. что стержень клапана хорошо смазан чистым моторным маслом. Если это старые детали, их необходимо ставить в первоначальное положение.

Установите седло клапана.

Необходимо, чтобы новые сальники стержня клапана поставлялись с втулкой, которая располагается над канавкой для сухарей в стержне клапана для предотвращения повреждения сальника. Если втулки нет, намотайте короткий кусочек ленты вокруг верхней части стержня клапана, чтобы закрыть канавку для сухарей.

Смажьте сальник стержня клапана чистым моторным маслом, затем протягивайте сальник вниз по стержню клапана с помощью соответствующей трубки или кольца до тех пор-, пока сальник полностью не сядет на седло пружины. Снимите установленную втулку или ленту со стержня клапана.

Установите пружину клапана и тарелку пружины.

Установите приспособление для сжатия пружин, сжимайте пружину клапана до тех пор, пока тарелка пружины не пройдет за канавку для сухарей в стержне клапана.

Нанесите немного консистентной смазки на канавку для сухарей, затем установите сухари в канавку узкими концами ближе к пружине. Консистентная смазка должна держать их в канавке.

Медленно разожмите приспособление для сжатия пружин, убедившись в том, что сухари не сместились в канавке. Когда механизм будет полностью разжат, постучите слегка по верхней части клапанной сборки молотком в мягкой оболочке для полной посадки деталей на место.

Проделайте то же с остальными клапанами (проверив, если используются старые детали, что они поставлены в первоначальное положение).

На двигателях с двумя распредвалами установите гидравлические толкатели клапанов в головку блока цилиндров в их первоначальное положение. Густо смажьте отверстия маслом, а если устанавливаются новые толкатели клапанов, то сначала погрузите их в контейнер с чистым моторным маслом и сожмите каждый (рукой) несколько раз, чтобы заполнить их.

Установите следующие компоненты, где требуется:

а) На двигателях с двумя распредвалами установите распредвалы.

в) Установите корпус термостата (вместе с термостатом на двигателях 1,4 и 1,6 л), используя новый сальник, где требуется (глава 3).

c) Установите свечи зажигания (глава 5).

d) Установите коллекторы (глава 4).

Сборка узла поршень/шатун — снятие

Снимите головку блока цилиндра.

Снимите поддон, маслоподводящую трубку и отражатель (если имеется).

Если шатуны и крышки больших головок шатуна не имеют маркировки, указывающей их местоположение в головке блока цилиндров (т.е. номера цилиндров), нанесите на них метки керном с каждой стороны соединения крышка/шатун. Отметьте, в какую сторону двигателя направлены метки.

Отверните болты крышки большой головки первого шатуна и снимите крышку. Если вкладыш подшипника можно еше использовать, — подвяжите крышку с вкладышем.

Проверьте верхнюю часть зеркала цилиндра для выявления гребешка износа. Если есть явные признаки, осторожно соскребите его инструментом для разверстки, в ином случае при извлечении поршня из блока поршневые кольца могут застрять в этом гребешке.

Концом деревянной ручки молотка нажимая на донную часть шатуна, протолкните сборку поршень/шатун вверх из цилиндра. Извлеките вкладыш подшипника и соедините его лентой с шатуном, если он пригоден для использования.

Рис. 2.106. Установка нового уплотнительного кольца на корпус термостата

Остальные три узла поршень/шатун извлеките таким же образом. Если необходимо, прокручивайте коленчатый вал.

Коленчатый вал — снятие

Снимите головку блока цилиндров.

Снимите поддон, маслоподводяшую трубку и отражатель (если используется).

Снимите маслонасос.

Снимите поршни и шатуны, как указано в предыдущем разделе. Если не надо ремонтировать поршни и шатуны, нет необходимости выталкивать поршни из цилиндров.

Переверните двигатель таким образом, чтобы коленвал находился вверху.

Перед снятием коленвала проверьте его смешение вдоль оси с помощью прибора с циферблатом. Определите, требуется ли установка новых вкладышей подшипников.

Если нет такого прибора, можно использовать набор щупов.

Крышки коренных подшипников пронумерованы от 1 до 4. начиная от конца ремня распределительного механизма. Задняя (со стороны маховика) крышка не маркирована. Для гарантии правильной установки помните, что номера считаются со стороны расположения насоса охлаждающей системы.

Отверните болты крышки коренного подшипника и снимите их.

Выньте коленвал из картера двигателя.

Извлеките верхние вкладыши подшипников и отметьте их положение, если их еще можно использовать в дальнейшем.

Блок цилиндров/коленчатый вал — очистка и осмотр

Очистка

Для полной очистки следует снять пробки, если требуется. Просверлите небольшое отверстие в пробке, затем вставьте самонарезающий винт и вытащите пробки с помощью клещей. Снимите все внешние детали ( датчики, кронштейны и т.п.).

Рис. 2.107. Метка на крышке большой головки шатуна (обведена кружком). Выступ направлен в сторону маховика — двигатель 2,0 л с одним распредвалом

 

Заметьте, что на некоторых двигателях резиновая пробка, расположенная рядом с фланцем конусообразного кожуха на блоке цилиндров, закрывает отверстие для установки диагностического датчика ВМТ.

Соскребите все следы прокладки с блока цилиндров. стараясь не повредить сопряженные поверхности.

Снимите все пробки каналов для смазки, где требуется. Их посадка обычно очень плотная — их,может быть, придется высверливать, а отверстия нарезать метчиком. Используйте новые пробки во время сборки агрегата.

Если блок сильно загрязнен, его следует очистить струей пара.

После очистки блока паром надо прочистить все каналы для смазки и отверстия для заливки масла. Промывайте все внутренние канала теплой водой. Тщательно высушите блок и смажьте все обработанные на станке поверхности тонким слоем масла. Если поблизости есть источник сжатого воздуха. продуйте все каналы для смазки и отверстия для заливки масла (во время работы с сжатым воздухом надевайте защитные очки).

Если блок относительно чистый, очистку можно провести с мыльной водой и жесткой щеткой. После тщательной очистки отверстий для смазки и отверстий для заливки масла смажьте поверхности, обработанные на станке, тонким слоем маета.

После покрытия поверхностей сопряжения новых пробок соответствующим герметиком, установите их на блоке цилиндров. Убедитесь в том, что они прямо и правильно установлены, иначе может быть утечка.

Если двигатель необходимо оставить на некоторое время в разобранном виде, установите крышки коренных подшипников, затяните болты рукой и накройте блок цилиндров большим пластиковым мешком для предохранения двигателя от грязи и коррозии.

Осмотр

Визуально проверьте блок с целью выявления трещин, ржавчины и коррозии. Проверьте, нет ли повреждений резьбы. Если будут обнаружены дефекты, постарайтесь отремонтировать блок, в ином случае единственным решением может быть его замена.

Проверьте в блоке отверстия цилиндров на конусность, овальность, задиры и царапины. Начинайте с тщательного осмотра верхней части зеркала цилиндра, где могут быть "гребешки".

Измерьте диаметр каждого цилиндра в верхней части (как раз под гребешком), в центральной и донной частях цилиндра параллельно оси коленвала.

Затем измерьте диаметр цилиндров в тех же трех точках, но под прямым углом к оси коленвала. Сравните полученные результаты с требуемыми. Повторите операции с остальными цилиндрами. Если износ цилиндра превышает допустимые пределы или если на его стенках имеются сильные задиры и царапины, необходимо его расточить и подобрать новые поршни.

a) На заводах диаметры поршня и цилиндра близко подгоняются. Действительный диаметр поршня указан на головке поршня; такие же цифры на картере двигателя указывают на диаметр цилиндра.

b) послеe расточки цилиндров необходимо тщательно измерить и подобрать поршни для обеспечения необходимого зазора между стенками цилиндра и поршня.

c) Диаметр поршня измеряется по нижней части юбки.

Если износ на пределе и находится в поле допуска, можно поставить новые специальные поршневые кольца для компенсации износа.

В этом случае отверстия подвергают хонингованию для того, чтобы новые кольца легли правильно и обеспечили эффективное уплотнение.

Сборка узла поршень/шатун — осмотр

Перед началом осмотра необходимо очистить сборку поршень/шатун и снять поршневые кольца.

Осторожно зажмите кольца над поверхностью поршня и с помощью двух-трех щупов из старого комплекта, подсовывая их под кольца, снимите их (см. фото).

Соскребите следы нагара с верхней части поршня. Ручной проволочной щеткой или куском наждачной шкурки обработайте поверхность после снятия большей части нагара скребком.

Удалите нагар с канавок для поршневых колеи с помощью старого кольца. Для этого разломите кольцо на две половины (будьте осторожны, чтобы не порезать пальцы).

После снятия нагара узел поршень/шатун надо промыть керосином или соответствующим растворителем и тщательно протереть. Убедитесь в том. что отверстия в кольцевых канавках маслосъемных колец не засорены.

Если поверхности поршня и цилиндра не повреждены и не изношены чрезмерно и если блок цилиндров не нуждается в расточке, можно ставить старые поршни.

Внимательно осмотрите каждый поршень для выявления трещин на юбке, на бобышках отверстия для поршневого пальца и на перемычках поршня между канавками для колец.

Коррозия поршня в виде точек указывает на то. что хладагент вытекает в камеру сгорания и/или в картер двигателя и опять надо устранять причину, или проблема повторится на отремонтированном двигателе.

Проверьте зазор между поршнем и стенкой цилиндра, измеряя диаметр цилиндра и диаметр поршня. Измерьте поршень по нижней части юбки под углом 90о к поршневому пальцу. Если полученная величина зазора больше указанной в спецификации. блок необходимо растачивать и ставить новые поршни и кольца.

На двигателях с одним распредвалом проверьте установку поршневого пальца, поворачивая поршень и шатун в разные стороны. Любое заметное биение указывает на чрезмерный износ, который необходимо компенсировать.

На двигателях с двумя распредвалами надо проверить пружинные стопорные кольца поршневых пальцев и при необходимости заменить их.

Осмотрите поверхности сопряжения крышек больших головок шатунов.

Проверьте визуально установку шатунов; если имеются отклонения от нормы, надо отдать их специалистам для тщательной проверки.

Коленчатый вал — осмотр

Надо очистить коленвал керосином или соответствующим растворителем и просушить, предпочтительно сжатым воздухом.

Проверьте коренные и шатунные шейки для выявления износа, царапин, выкрашивания и трещин.

Износ шатунной шейки сопровождается отчетливым металлическим стуком во время работы двигателя (особенно на малых оборотах), а также некоторой потерей давления в системе смазки.

Износ коренных шеек сопровождается сильной вибрацией двигателя и стуком, которые возрастают с увеличением оборотов двигателя, и также потерей давления в системе смазки.

Если коленвал подвергали шлифованию, проверьте, нет ли заусенцев у отверстий для смазки на коленвале. Если есть, удалите их бархатным напильником.

Измерьте микрометром диаметр коренных и шатунных шеек, полученные результаты сравните с требуемыми. Если шейки коленвала повреждены, имеют конусность, отклонение от круглости или чрезмерный износ, — коленвал придется шлифовать.

Проверьте поверхности сальников с двух сторон коленчатого вала для выявления износа и повреждений. Если сальник "протер" углубление на поверхности коленвала. надо обратиться к специалисту.

Если требуется, проверьте зубья колеса датчика ВМТ для выявления повреждения. При явной необходимости замены колеса надо обращаться в мастерскую по ремонту автомобилей Vauxhall/Opel, поскольку коленвал придется, может быть, балансировать перед установкой на двигатель.

Подшипники коренные и шатунные — осмотр

Необходимо проверять все подшипники, включая старые, что позволит получить ценную информацию о состоянии двигателя.

Основная причина выхода подшипников из строя — отсутствие смазки. Для предупреждения такого явления в дальнейшем необходимо выяснять причины нарушения нормальной смазки.

Неправильная установка подшипника может привести к его разрушению. Сильная затяжка подшипников оставляет недостаточно большой зазор для смазки и приводит к масляному голоданию Грязь и инородные частицы вызывают образование бугров на рабочей поверхности, что приводит к разрушению подшипника.

Ремонт двигателя — последовательность сборки

Перед началом сборки проверьте наличие всех необходимых деталей (в частности прокладок и различных болтов), а также наличие всех необходимых инструментов. Ознакомьтесь с последовательностью предстоящих операций.

Для экономии времени и избежания некоторых проблем сборку двигателя рекомендуется проводить в следующем порядке:

Поршневые кольца.

Коленчатый вал и коренные подшипники.

Узел поршень/шатун.

Маслонасос.

Поддон картера.

Головка цилиндров, толкатели клапанов, распределительный вал и детали коромысел.

Ремень привода распределительных шестерен и звездочки.

Маховик/приводной диск.

Внешние компоненты двигателя.

Поршневые кольца — установка

Перед установкой новых поршневых колец необходимо проверить кольца и зазоры следующим образом.

Расположите сборки поршень/шатун и новые комплекты поршневых колец таким образом, что-

Рис. 2.111. Правильное расположение поршневых колец — для всех двигателей)

бы комплекты колец соответствовали своему поршню и цилиндру, и проводите измерение зазоров и последовательную сборку двигателя.

Вставьте верхнее кольцо в первый цилиндр и протолкните его вниз с помошью верхней части поршня. Это будет гарантией того, что кольцо останется перпендикулярным по отношению к стенкам цилиндра. Расположите кольцо как можно ближе к донной части цилиндра.

Измерьте зазор в замке кольца с помощью набора щупов.

Повторите операции измерения, но в верхней части цилиндра, и сравните измерения с требуемыми величинами.

Если зазор в замке кольца слишком мал (что маловероятно, если используются детали фирмы Vauxhail/Opel), его необходимо увеличить, иначе концы кольца могут во время работы двигателя смыкаться и вызывать серьезные повреждения.

Если кольца новые, то маловероятно, что зазор между концами кольца будет слишком большой, а если зазоры слишком большие, проверьте, правильно ли выбраны кольца для вашего двигателя и в частности для цилиндра определенного размера.

Повторите процедуру проверки каждого кольца для первого цилиндра, а затем для колец остальных цилиндров.

После проверки зазоров кольца можно ставить на поршни.

Маслосъемное кольцо (нижнее на поршне) состоит из трех секций и устанавливать его надо в первую очередь. Поставьте нижнее стальное кольцо, затем установите расширитель и. наконец, верхнее стальное кольцо.

После установки маслосъемного кольца можно устанавливать второе (среднее) кольцо. Оно обычно имеет маркировку "ТОР" (ВЕРХ) стороны, которая должна быть направлена к верхней части поршня. Как и при снятии колец, осторожно с помощью щупов наденьте кольцо на среднюю канавку.

Установите верхнее кольцо так, чтобы маркировка "ВЕРХ" соответствовала расположению кольца. Если устанавливются поршневые кольца, с замком внахлестку, прежде всего ставьте кольцо с меньшим диаметром.

Повторите операции с остальными поршнями и кольцами.

Коленчатый вал — установка и проверка зазора коренных шеек

Установка коленвала — первый этап в процессе сборки двигателя. На этом этапе блок цилиндров и коленвал очищены, осмотрены и обработаны, как положено.

Установите блок цилиндров так, чтобы он был обращен поверхностью сопряжения с поддоном вверх.

Проверка рабочего зазора коренных подшипников

Очистите вкладыши подшипников и углубления рабочих поверхностей как в блоках цилиндров, так и в крышках коренных подшипников. Если ставят новые вкладыши, надо убедиться в том, что удалены все следы защитной смазки. Протрите насухо вкладыши подшипников ветошью, не оставляющей волокон.

Перед установкой коленвала необходимо проверить зазоры коренных подшипников, что можно сделать двумя способами. Во-первых, можно установить крышки коренных подшипников в блоке цилиндров вместе с вкладышами подшипников. Затянув старыми болтами крышку требуемым моментом затяжки, измерьте внутренний диаметр каждой собранной пары вкладышей подшипника с

Рис. 2.115. С помощью шкалы для проверки ширины раздавленной нити Plastigage, определите зазор коренного подшипника

помощью индикатора с часовой головкой или микрометром. Если измерить диаметр каждой шейки коленвала, а затем вычесть его из величины диаметра вкладыша, — получим значение рабочего зазора коренного подшипника. Второй (и более точный) способ заключается в использовании американского продукта под названием Plastigage. Он состоит из тонкой нити идеально круглого пластмассового материала, который подвергается сжатию между вкладышем подшипника и шейкой коленвала. Деформированный пластмассовый материал можно измерить с помошью специальной шкалы, поставляемой с набором Plastigage.

Сравните ширину деформированной нити Plastigage на каждой шейке со шкалой, чтобы определить величину зазора коренного подшипника.

Осторожно удалите все следы материала Plastigage с коленвала и вкладышей подшипников.

Окончательная установка коленчатого вала

Осторожно выньте коленвал из блока цилиндров.

Смажьте кромки нового заднего сальника коленвала и проверните его на задней части коленвала. Делайте это осторожно, уплотняющие кромки легко повреждаются. Убедитесь, что открытая сторона уплотнения смотрит внутрь двигателя.

Обильно смажьте каждый вкладыш подшипника в блоке цилиндров и опустите коленвал на место. Проверьте правильность установки заднего сальника.

Коленвал при посадке можно осторожно постукивать молотком в мягкой оболочке по шекам противовеса.

Смажьте вкладыши подшипников, шейки коленвала. затем установите крышки подшипников NN 2, 3 и 4 и заверните новые болты рукой насколько можно.

Заполните боковые канавки крышек передних (если требуется) и задних коренных подшипников пастой для уплотнения стыков (паста Vauxhall/Opel part N 15 03 294 или равноценной) и нанесите на нижние поверхности крышек подшипников уплотняющий материал Vauxhall/Opel pari N 15 04 201 или равноценный). Поставьте крышки подшипников и затяните новые болты рукой по мере возможности. Убедитесь в том, что крышка переднего коренного подшипника находится на уровне торцевой поверхности блока цилиндров.

Начиная работать от крышки среднего коренного подшипника к внешней стороне, затяните болты крышек подшипников согласно требованиям в два этапа.

После окончательного затягивания всех болтов выдавите еще пасты для уплотнения в боковые канавки крышек передних (если требуется) и задних коренных подшипников и проверьте их заполнение пастой.

Теперь можно прокручивать коленвал и убедиться в том, что он вращается свободно без заедания.

Проверьте смещение коленвала адоль оси.

Установите поршни и шатуны.

Установите масляный насос.

Установите отражатель поддона (если требуется), маслоподводяшую трубу и поддон.

Установите головку блока цилиндров.

Узел поршень/шатун — установка и проверка зазора

Очистите задние стороны вкладышей больших головок шатуна и углубления в шатунах и крышках больших головок. Если ставятся новые вкладыши, проверьте, чтобы все остатки смазки были смыты керосином. Протрите вкладыши, крышки и шатуны сухой ветошью без волокон.

Вдавите вкладыши подшипников в тело шатуна и крышку.

Проверка рабочего зазора подшипника большой головки шатуна.

Примечание: Во время установки узла поршень/шатун надо ставить новые болты крышек подшипников, однако при проверке зазора подшипника надо использовать старые болты (после выбрасываются). Операция потребует приспособления для сжатия поршневых колец.

Смажьте моторным маслом поршень N 1 и поршневые кольца и проверьте зазоры в замке колец. Замок нижнего стального кольца маслосъемного кольца должен быть смешен на 25-50 мм вправо от замка распорного кольца, а зазор верхнего стального кольца должен быть смешен на такое же расстояние влево. Верхнее компрессионное кольцо должно быть установлено со смешением замка на 180* по отношению к замку нижнего компрессионного кольца.

Обильно смажьте зеркало цилиндра чистым моторным маслом.

Установите приспособление для сжимания колец на поршень N 1, вставьте поршень и шатун в цилиндр таким образом, чтобы основание устройства опиралось на блок. После поворота шатунной шейки коленвала в самую низшую точку, осторожным постукиванием введите поршень в цилиндр с помошью деревянной ручки молотка и одновременно направляйте шатун на шейку. Учтите, что стрелка (риска) на головке поршня должна указывать в сторону маховика двигателя. Смазочное отверстие в шатуне должно находиться со стороны насоса системы охлаждения двигателя.

Чтобы измерить зазор подшипника большой головки шатуна, следуйте рекомендациям в предыдущем разделе. Если применяется метод с использованием нити Plastigage, убедитесь в том. что шатунная шейка и вкладыши очищены и высушены.

Повторите операции с остальными узлами поршень/шатун.

Окончательная установка узла поршень/шатун

После проверки зазора удалите все следы нити Plastigage с поверхности вкладышей и шеек.

Обильно смажьте шейки и вкладыши и установите крышки. Затяните новые болты крышек, в два этапа.

После установки каждого узла поршень/шатун проверните коленвал и убедитесь, что он вращается свободно.

Установите отражатель поддона (если требуется), маслоподводяшую трубу и поддон.

Установите головку блока цилиндров.