Двигатель Z 18 XER DOHC-I Тех. характеристики двигателей, их систем, ремней, регулировки Звёздочки распредвала Зубчатый ремень Поликлиновый ремень Коленвал Задний сальник коленвала Замена заднего сальника коленвала Впускной коллектор Маслоохладитель Масляный поддон Термостат (Z 18 XER DOHC-I) Замена термостата (2.0 л) ЭСУД (Z 18 XER DOHC-I) Проверка потери давления Проверка компрессии Давление масла двигателя (2.0 л) Герметичность двигателя Как измерить расход масла двигателя Натяжение поклинового ремня (2.0 л) Проверка газораспределителя (2.0 л) Натяжение ремня ГРМ Снятие крышки ремня ГРМ (2.0 л) Замена ремня ГРМ О ремонте двигателей Снятие и установка двигателя 1,4 л Снятие и установка двигателя 2.0 л Маховик двигателя Уплотнения клапанов Коленвал (1.4 л) Свободный ход коленвала Головка блока цилиндров Снятие и установка ГБЦ (2.0 л)
Снятие и установка ГБЦ (1.4, 1.6 л) Зазор в шатунном подшипнике
Дефекты поршней и их причины
Замена поршневых колец Замена поршня Система охлаждения двигателя Вентилятор радиатора Радиатор (2.0 л)
Расширительный бачок Насос охлаждающей жидкости Промежуточный охладитель Топливные форсунки Топливопровод высокого давления Топливный насос Модуль дозировки Регулятор давления топлива Демпфирующий корпус возврата топлива Датчик уровня топлива Топливный бак Трубка горловины бензобака Система улавливания паров топлива Передняя вентиляционная трубка Ёмкость с активированным углём Датчик массового расхода воздуха Датчик давления наддува (Z 20 LEH) Выхлопная система Холодильник рециркуляции ОГ Масляный насос
Замена сальника распредвала
Снятие и установка распредвала
Двигатель с турбонаддувом (Astra J)
Неисправности турбокомпрессора
Монтаж двигателя (для Astra G)
Разборка, ремонт и сборка двигателя
Датчики охлаждающей жидкости
Система впрыска топлива
Датчики
Система врыска Multec
Система Motronic
|
Коленвал (1.4 л)
Снимите механическую коробку передач. |
Установите двигатель в специальный стапель КМ 412. |
Установите специальное приспособление KM-412-18 (1) на двигатель. |
Затяните 4 болта крепления. |
Рисунок 2.176. Установка двигателя на специальном стапеле: 1 – головка; 2 – сухари |
|
|
Затяните 8 болтов крепления. |
Снимите удерживающие тросы KM-2358. |
Снимите маховик, заблокируйте его с помощью специального приспособления КМ 652 и отверните 6 болтов крепления. |
Рисунок 2.177. Снятие опоры демпфирующего блока: 1 – специальное приспособление; 2 – опора демпфирующего блока |
|
|
Отсоедините опору демпфирующего блока двигателя от корпуса механизма газораспределения / блока цилиндров (рисунок 2.177). |
Отверните 3 болта крепления. |
Поместите внизу контейнер для слива, отверните болт сливного отверстия и слейте моторное масло. |
Затяните болт сливного отверстия с новым уплотнительным кольцом моментом 10 Н·м. |
Отсоедините масляный поддон от основания блока цилиндров, отвернув 16 болтов крепления (рисунок 2.178). |
Снимите поликлиновый ремень. |
Отметьте направление вращения. |
Поверните натяжитель поликлинового ремня (стрелка на рисунке 2.179), по часовой стрелке используя специальный инструмент КМ 6131 |
Установите специальный инструмент KM-955-2 и с его помощью ослабьте натяжитель поликлинового ремня (рисунок 179). |
Снимите натяжитель поликлинового ремня. Для этого поверните натяжитель поликлинового ремня в направлении стрелки на рисунке 2.180, используя специальный инструмент КМ 613. |
Снимите специальный инструмент KM-955-2. |
Ослабьте натяжитель поликлинового ремня, отверните 2 болта (стрелки на рисунке 2.180). |
Рисунок 2.180. Снятие натяжителя поликлинового ремня: 1 – специальный инструмент |
|
|
Рисунок 2.181. Снятие генератора переменного тока: 1 – гайки крепления; 2, 3 – болтовые соединения |
|
|
Отсоедините генератор переменного тока. Для этого отсоедините жгут проводов генератора переменного тока, отверните 2 гайки крепления, отсоедините 2 болтовых соединения и снимите генератор переменного тока (рисунок 2.181). |
Отсоедините корпус термостата и шланг охлаждающей жидкости от насоса охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта крепления. |
Снимите 3 хомута и отсоедините шланги охлаждающей жидкости от насоса охлаждающей жидкости. |
Отсоедините разъемы жгутов проводов датчиков распредвала, давления масла и температуры охлаждающей жидкости. |
Рисунок 2.182. Снятие шлангов охлаждающей жидкости и электропроводки датчиков: 1 – разъемы жгутов проводов датчиков распредвала; 2 – разъем жгута проводов датчика давления масла; 3 – разъем жгута проводов датчика температуры охлаждающей жидкости; 4 – жгуты проводов; 5 – шланг охлаждающей жидкости; 6, 7, 8 – шланги охлаждающей жидкости |
|
|
Отсоедините жгуты проводов от крышки головки блока цилиндров и отведите их назад (рисунок 2.182). |
Рисунок 2.183. Снятие ременного шкива насоса охлаждающей жидкости: 1 – шкив; 2 – болты крепления |
|
|
Снимите ременный шкив насоса охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта крепления (рисунок 2.183). |
Отметьте положение направляющих втулок, при снятии насоса охлаждающей жидкости. |
Рисунок 2.184. Снятие насоса охлаждающей жидкости: 1 – болты крепления; 2 – насос охлаждающей жидкости |
|
|
Отсоедините насос охлаждающей жидкости от корпуса механизма газораспределения, отвернув 9 болтов крепления (рисунок 2.184). |
Болты насоса имеют разную длину. |
|
|
Отсоедините вентиляционный шланг двигателя от крышки головки блока цилиндров |
Снимите жгут проводов модуля зажигания. |
Снимите крышку модуля зажигания с крышки головки блока цилиндров в направлении стрелки на рисунке 2.185. |
Отверните два болта крепления. |
Рисунок 2.185. Компоненты, снимаемые при демонтаже модуля зажигания: 1 – крышка модуля зажигания; 2 – специальный инструмент; 3 – жгут проводов модуля зажигания; 4 – модуль зажигания; 5 – болты крепления; 6 – крышка головки блока цилиндров |
|
|
Отделите модуль зажигания от свечей зажигания с помощью специального инструмента КМ 6009 (рисунок 2.185). |
Отсоедините крышку головки блока цилиндров от головки блока цилиндров, отвернув 13 болтов крепления. |
Поверните коленчатый вал в положение верхней мертвой точки (ВМТ) цилиндра № 1 (зажигание) в направлении вращения двигателя. |
Метка на ременном шкиве коленчатого вала должна расположиться перед выступом на корпусе механизма газораспределения. |
Рисунок 2.186. Установка коленчатого вала в положение верхней мертвой точки (ВМТ) поршня цилиндра №1: 1 – кулачки цилиндра № 1; 2 – выступ; 3 – метка |
|
|
В этой позиции кулачки цилиндра № 1 располагаются перед ВМТ (зажигание) (оба кулачка обращены наружу) (рисунок 2.186). |
Снимите ременный шкив коленчатого вала. |
Удерживайте за болт ступицы коленчатого вала, отверните 6 болтов. |
Рисунок 2.187. Снятие ременного шкива коленчатого вала: 1 – ременный шкив; 2 – болт ступицы коленчатого вала; 3 – специальный инструмент |
|
|
Отверните болт ступицы коленчатого вала (2) (не снимайте его), удерживая специальным инструментом КМ 956 (рисунок 2.187). |
Отверните болт из отверстия в основании блока цилиндров |
Заблокируйте коленчатый вал. |
Установите специальный инструмент КМ 952 в отверстие. |
Медленно поворачивайте коленчатый вал за болт ступицы коленчатого вала в направлении вращения двигателя, пока специальный инструмент КМ 952 не упрется в перемычку коленчатого вала или основание блока цилиндров. |
Рисунок 2.188. Поворачивание коленчатого вала: 1 – болт; 2 – специальный инструмент; 3 – метка |
|
|
Метка на ступице коленчатого вала должна быть обращена вверх в этой позиции (рисунок 2.188). |
Рисунок 2.189. Блокировка распределительных валов: 1 – специальный инструмент |
|
|
Установите специальный инструмент КМ 953 на распредвалы (рисунок 2.189). |
Специальный инструмент должен быть установлен в пазы распредвала до упора. |
|
|
Снимите ступицу коленчатого вала и отвернув болт крепления. |
Рисунок 2.190. Снятие ступицы коленчатого вала: 1 – ступица; 2, 3 – болты крепления |
|
|
Снимите корпус механизма газораспределения, отвернув 15 болтов (рисунок 2.190). |
Снятие цепного привода механизма газораспределения |
Ослабьте болты шкива распред-вала. |
Удерживайте распредвалы за шестигранники. |
Заблокируйте натяжитель цепи. |
Установите специальный инструмент KM-955-1. |
Пододвиньте обратно натяжитель цепи и заблокируйте его с помощью специального инструмента KM-955-1. |
Снимите направляющую, отвернув 2 болта крепления. |
Снимите направляющую, отвернув 2 болта крепления. |
Снимите направляющую натяжения, отвернув болт крепления. |
Рисунок 2.191. Снятие цепного привода механизма газораспределения: 1 – натяжитель цепи; 2 – специальный инструмент; 3 – направляющая; 4 – цепь привода механизма газораспределения; 5 – направляющая; 6 – звездочка; 7 – направляющая натяжения |
|
|
Снимите цепь привода механизма газораспределения, ведущую звездочку и прокладку корпуса механизма газораспределения (рисунок 2.191). |
Отсоедините разъем жгута проводов датчика импульсов коленчатого вала. |
Снимите специальный инструмент КМ 952. |
Снимите генератор импульсов коленчатого вала, отвернув болт крепления. |
Рисунок 2.192. Снятие крышки шатуна: 1 – основание блока цилиндров; 2 – специальный инструмент; 3 – крышки шатунных подшипников |
|
|
Отсоедините основание блока цилиндров от блока цилиндров, отвернув 22 болта крепления (рисунок 2.192). |
Снимите крышку шатунного подшипника. |
Поверхности контакта шатунов и крышек шатунных подшипников подбираются индивидуально и, поэтому их нельзя переставлять или допускать их повреждения. чтобы избежать повреждения, не кладите шатуны и крышки на поверхности контакта. |
|
|
Пометьте крышки шатунных подшипников. |
Пометьте последовательность цилиндров. |
Отверните 8 болтов крепления и снимите крышку шатуна. |
Отсоедините основание блока цилиндров. |
Отделяйте основание равномерно монтажной лопаткой. |
|
|
Снимите задний сальник коленчатого вала. |
Снимите коленчатый вал и положите на деревянные бруски. |
Снимите зажимы подшипников коленчатого вала. |
Соблюдайте правильную последовательность |
|
|
Снимите вкладыши шатунного подшипника и пометьте их, соблюдая при этом правильную последовательность. |
Проверьте все элементы на износ и замените в случае необходимости. |
Проверка коленчатого вала |
Проверьте овальность коленчатого вала. Проверьте осевой свободный ход коленчатого вала. |
Отсоедините диск датчика импульсов коленчатого вала (рисунок 2.194), отвернув 3 болта крепления. |
Присоедините диск датчика импульсов коленчатого вала и затяните 3 болта крепления моментом 15 Н·м. |
Установите вкладыши подшипников коленчатого вала в блок цилиндров и в основание блока цилиндров. |
Покройте их моторным маслом. |
Отметьте положение упорных подшипников (стрелка на рисунке 2.195). |
Установить вкладыши шатунных подшипников в шатуны и крышки шатунных подшипников. |
Покройте их моторным маслом. |
Аккуратно установите коленчатый вал в блок цилиндров. |
Положение коленчатого вала можно корректировать постукиванием резиновым молотком по щеке кривошипа. |
|
|
Покройте моторным маслом шейки коленчатого вала. |
Присоедините основание блока цилиндров к блоку цилиндров новыми болтами. |
Нанесите герметик на внешние края паза (размер I = 2 мм) (рисунок 2.196). |
Не наносите уплотнитель в паз. |
Выполните сборку в течение 10 мин. |
|
|
Соблюдайте последовательность затяжки. |
|
|
Затяните 10 болтов M8 (внутренние) моментом 25 Н·м, доверните на +60°. |
Затяните 12 болтов M6 (внешние) моментом 10 Н·м, доверните на +60°. |
Снимите остатки уплотнителя. |
Установите задний сальник коленчатого вала. Перед этим нанесите на рабочую кромку (белую) силиконовую смазку. |
Установите специальное приспособление KM-235-6 на шейку коленчатого вала. |
Рисунок 2.197. Запрессовка заднего сальника коленчатого вала: 1 – сальник; 2 – специальное приспособление; 3 – специальное приспособление для запрессовки |
|
|
Наденьте уплотнительное кольцо на специальное приспособление и запрессуйте заподлицо используя KM-658-1 (рисунок 2.197). |
Присоедините крышки шатунных подшипников к шатунам новыми болтами (рисунок 2.198). |
Обратите внимание на установочное положение, приливы (стрелка на рисунке 2.198) на крышках шатунных подшипников должны быть обращены в сторону коробки передач. |
|
|
Затяните 8 болтов крепления моментом 13 Н·м, доверните на +60° +15°. |
Всегда используйте болты M 6,5. |
|
|
Подключите жгут проводов датчика импульсов коленчатого вала. |
Заблокируйте коленчатый вал, установив специальный инструмент КМ 952. |
Плавно поворачивайте коленчатый вал до упора специального инструмента КМ 952. |
Установите новое уплотнение насоса охлаждающей жидкости в корпус механизма газораспределения. |
Обеспечьте правильность установки направляющих втулок (стрелки на рисунке 2.199) |
Рисунок 2.199. Установка насоса охлаждающей жидкости: 1 – болты крепления |
|
|
Присоедините насос охлаждающей жидкости к корпусу механизма газораспределения короткими болтами (рисунок 2.199). |
Затяните 3 болта крепления моментом 8 Н·м. |
Корпус механизма газораспределения должен быть установлен в течение 10 мин после нанесения кремниевого герметика (серого). |
|
|
Поверните двигатель на специальном приспособлении КМ 412 на 90°. |
Срежьте выступающие части эластомера с прокладки головки блока цилиндров и замените их валиком кремниевого герметика (серого) толщиной 2 мм. |
Рисунок 2.200. Схема укладки герметика: 1 – прокладка головки блока цилиндров; 2 – валик силиконового герметика |
|
|
Валик силиконового герметика (серого) может быть нанесен непосредственно, если выступов эластомера нет (рисунок 2.200). |
|
|
Установка механизма газораспределения |
Установите новую прокладку корпуса механизма газораспределения. |
Рисунок 2.201. Установка механизма газораспределения: 1 – натяжитель цепи; 2 – специальный инструмент; 3 – направляющая; 4 – цепь привода механизма газораспределения; 5 – направляющая; 6 – ведущая шестерня; 7 – шина зажима |
|
|
Обеспечьте правильность установки направляющих втулок (стрелки на рисунке 2.201). |
Установите цепь привода механизма газораспределения. |
При установке используйте новые болты шкива распредвала. |
|
|
Обеспечьте правильность установки направляющих втулок (стрелки на рисунке 2.201). |
Установите ведущую шестерню. |
Установите звездочку распредвала привода выпускных клапанов. |
Заверните болт крепления. |
Установите цепь привода механизма газораспределения. |
Обеспечьте натяжение ведущей (сторона выпуска) ветви цепи привода механизма газораспределения. |
|
|
Установите шкив распредвала привода впускных клапанов в цепь привода механизма газораспределения с диском датчика фазы и заверните болт крепления. |
Диск датчика фазы должен вращаться усилием руки. |
|
|
Присоедините шину зажима к блоку цилиндров. |
Затяните болт крепления моментом 20 Н·м. |
Присоедините направляющую к блоку цилиндров. |
Затяните 2 болта крепления моментом 8 Н·м. |
Присоедините направляющую к головке блока цилиндров. |
Затяните 2 болта крепления моментом 8 Н·м. |
Ослабьте натяжитель цепи. |
Снимите специальный инструмент KM-955-1. |
Присоедините корпус механизма газораспределения. |
Затяните 22 болта крепления. |
Затяните 6 болтов моментом 8 Н·м. |
Затяните 14 болтов моментом 8 Н·м. |
Затяните 2 болта моментом 35 Н·м. |
Снимите специальные инструменты КМ 952 и КМ 953 |
Специальные инструменты не должны использоваться для удержания. |
|
|
Присоедините ступицу коленчатого вала. |
Отметьте установочное положение ступицы коленчатого вала. |
Метка должна быть обращена вверх. |
Рисунок 2.202. Присоединение ступицы коленчатого вала: 1 – ременной шкив коленчатого вала; 2 – ступица коленчатого вала; 3 – специальный инструмент |
|
|
Удерживайте с помощью специального инструмента KM-956-1/ -2 (рисунок 2.202). |
Затяните болт моментом 150 Нм, доверните на +45°. |
Используйте новый болт. |
|
|
Снимите специальный инструмент KM-956-1/ -2. |
Рисунок 2.203. Совмещение метки на ременном шкиве коленчатого вала с выступом на корпусе механизма газораспределения: 1 – выступом на корпусе механизма газораспределения; 2 – метка на ременном шкиве; 3 – специальный инструмент |
|
|
Затяните 6 болтов крепления моментом 8 Н·м. |
Поверните коленчатый вал приблизительно на 720° в направлении вращения двигателя за болт ступицы коленчатого вала. |
Метка на ременном шкиве коленчатого вала установлена напротив выступа на корпусе механизма газораспределения (рисунок 2.186). |
В этой позиции кулачки цилиндра № 1 располагаются перед ВМТ (оба кулачка обращены наружу). |
Установите специальный инструмент КМ 952. (3) |
Одновременно продолжайте вращать вал в направлении вращения двигателя за болт ступицы коленчатого вала до упора приспособления КМ 952. |
Коленчатый вал вращайте медленно и плавно. |
|
|
В этой позиции, метка на ременном шкиве коленчатого вала должна совместиться с выступом на корпусе механизма газораспределения (рисунок 2.203). |
Установите специальное приспособление КМ 953 на распредвал. |
Если приспособление КМ 953 не может быть установлено, то необходимо выполнить базовую регулировку момента зажигания. |
|
|
Приспособление КМ 953 должно быть установлено в пазах распредвала до упора. |
Рисунок 2.204. Установка специального приспособления КМ 954 на диске датчика фазы: 1 – специальное приспособление; 2 – диск датчика фазы |
|
|
Установите специальное приспособление КМ 954 (1) на диске датчика фазы (2) и присоедините к корпусу механизма газораспределения (рисунок 2.204). |
Если приспособление КМ 953 не может быть установлено, то необходимо выполнить базовую регулировку момента зажигания. |
|
|
Затяните 2 болта крепления. |
Снимите приспособления КМ 954, КМ 953 и КМ 952. |
Установите болт в отверстие основания блока цилиндров с новым уплотнительным кольцом и затяните моментом 60 Н·м. |
Удалите остатки прокладки и очистите уплотняемые поверхности. |
Крышка головки блока цилиндров должна быть установлена в течение 10 мин после нанесения герметика (серого). |
|
|
Срежьте выступающую часть прокладки корпуса механизма газораспределения заподлицо с головкой блока цилиндров/ корпусом механизма газораспределения. |
Нанесите валик (серого) силиконового герметика толщиной приблизительно 2 мм (измерение I) (рисунок 2.205). |
Установите крышку головки блока цилиндров. |
Рисунок 2.206. Установка крышки головки блока цилиндров: 1 – крышка; 2 – уплотнение |
|
|
Установите новое уплотнение в крышку головки блока цилиндров (рисунок 2.206). |
Необходимо осмотреть болты на предмет повреждения уплотнение. Если уплотнение имеет повреждения, болт должен быть заменен новым. |
|
|
Присоедините крышку головки блока цилиндров к головке блока цилиндров |
Затяните 13 болтов крепления моментом 8 Н·м. |
Установите модуль зажигания. |
Подключите модуль зажигания к свечам зажигания. |
Затяните 2 болта крепления моментом 8 Н·м. |
Подключите разъем жгута проводов модуля зажигания. |
Присоедините крышку модуля зажигания к крышке головки блока цилиндров. |
Присоедините вентиляционный шланг двигателя к крышке головки блока цилиндров. |
Присоедините шкив к насосу охлаждающей жидкости. |
Затяните 3 болта крепления моментом 20 Н·м. |
Подключите разъемы жгутов проводов датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика распредвала и датчика давления масла. |
Закрепите жгуты проводов на крышке головки блока цилиндров. |
Присоедините шланги охлаждающей жидкости к насосу охлаждающей жидкости и оденьте 2 хомута. |
Присоедините корпус термостата с верхним шлангом охлаждающей жидкости к насосу охлаждающей жидкости. |
Установите новое уплотнительное кольцо. |
Затяните 3 болта крепления моментом 8 Н·м. |
Установите генератор переменного тока. |
Установите 2 болтовых соединения и затяните моментом 35 Н·м. |
Присоедините жгут проводов генератора переменного тока. |
Присоедините натяжитель поликлинового ремня. |
Затяните болт M8 моментом 20 Н·м. |
Затяните болт M10 моментом 55 Н·м. |
Рисунок 2.179. Ослабление натяжителя поликлинового ремня: 1 – специальный инструмент |
|
|
Поверните натяжитель поликлинового ремня в направлении стрелки (рисунок 2.179), используя приспособление КМ 6131, установите приспособление КМ 6130. |
Установите поликлиновый ремень. |
Обратите внимание на направление вращения и положение ремня. |
Сожмите натяжитель поликлинового ремня приспособлением КМ 6131. |
Ослабьте натяжитель поликлинового ремня. |
Присоедините опору демпфирующего блока двигателя к корпусу механизма газораспределения/ блоку цилиндров. |
Затяните 3 болта крепления моментом 50 Н·м. |
Заблокируйте маховик, используя приспособление КМ 652. |
Очистите резьбу на коленчатом валу. |
Затяните 6 болтов крепления моментом 35 Н·м, доверните на + 30 °. |
Присоедините пластину маслоотражателя к основанию блока цилиндров. |
Затяните 8 болтов крепления моментом 8 Н·м. |
Установите масляный поддон. |
Установите новое уплотнение масляного поддона. |
Затяните 16 болтов крепления моментом 10 Н·м. |
Проверьте уровень моторного масла и откорректируйте в случае необходимости. |
Снимите двигатель со стапеля. |
Присоедините механическую коробку передач к двигателю. |
|